Новые правила техосмотра призваны обеспечить наличие на дороге исправных автомобилей за счет усиления контрольных мер. Коррупционные риски с новыми правилами минимизированы.
Как ТО проходили раньше
Проходить техосмотр — это обязанность каждого автовладельца для приобретения полиса ОСАГО по машинам старше 4 лет. Без диагностической карточки страховщики просто не продадут полис. В большинстве ситуаций техосмотр необходимо проходить дважды за год. Для некоторых видов транспорта полагается более частое прохождение техосмотра.
А некоторые операторы смогли продавать карточек в онлайн-формате без фактического осмотра авто. Автомобилисты получали номера карточек на email прямо после онлайн-оплаты. Дальше им оставалось только приехать за полисом страховую за полисом. В этом случае постоянно росли риски в отношении жизни и здоровья граждан (из-за возможного ДТП с неосмотренной и неисправной машиной), а также необходимости оплачивать данные риски страховыми компаниями. Новые правила исключают такие ситуации.
Что изменилось с 1 марта
В перечне новых правил основным выступает обязательный приезд водителя на машине для реального техосмотра. В доказательство проведенной работе специалист пункта должен провести фотофиксацию по ее началу и окончанию. Помимо четкого изображения госномера на фото должны присутствовать данные по времени проведенной съемки и геопозиции. Срок хранения фото будет составлять от 5ти лет.
Водители вправе обратиться в любой пункт ТО независимо от места регистрации самого человека или автомобиля.
Перед техосмотром операторы обязаны сверять номера на деталях авто (вин, на кузове, раме, кабине) с указанными в документации. Несовпадение номеров это основание для отказа в проведении техосмотра, о чем оператор вносит сведения в единую автоматизированную информационную систему. К этой информации будут иметь доступ страховые компании, сотрудники ГИБДД. При совпадении номеров услуга техосмотра оплачивается и специалисты приступают к своей работе. В данном случае оплачивается только работа по обследованию машины. Это не означает, что карточка обеспечена. Машина должна соответствовать всем требующимся параметрам. При выявлении неисправностей придется дорабатывать авто и снова записываться на техосмотр. Вторая процедура также будет платной. Это стимулирует автовладельцев содержать свою собственность в должном порядке, а операторам получать деньги за фактически исполненную работу.
С учетом новых правил, принятых Правительством, истекшие с начала февраля по конец сентября диагностические карточки продлены на полгода (но не менее, чем до октября). Коррективы касаются не всех автовладельцев.
Техосмотр по новым правилам. Когда нужно пройти техосмотр в указанный период:
- если появилась первая необходимость по прохождению ТО после 4х лет эксплуатации авто: легковые, грузовые до 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы, мототранспорт;
- если срок ДК истек до 1 февраля 2021 года;
- если в конструкцию ТС были внесены изменения.
В остальных случаях по новым правилам граждане могут оформлять ОСАГО по продленной диагностической карте.
Сравнительная таблица изменений 2024 года
Новые правила 2024 года внесли серьезные коррективы в процесс проведения ТО и утвердили постоянный контроль за их исполнением на дороге.
Изменения | Что было до 2024 года | Новые правила |
Доступный формат оформления диагностической карты | Через фактический техосмотр авто или дистанционное оформление без фактического техосмотра | Исключительно через фактическое проведение техосмотра с усиленными мерами контроля |
Формат выпуска диагностических карт | Ранее наблюдалась тенденция по оформлению электронных ДК. | Сейчас оформление электронных ДК стало обязательным. |
Угроза аннулирования карты | Была минимальной | Усилилась из-за введенных мер контроля. Сотрудники ГИБДД могут просматривать сведения по ним в единой базе. |
Стоимость проведения техосмотра | Порядок назначения цен контролируется законодательно. В том числе ФЗ №170 от 2011 года. | Порядок расчета остался прежним. Рассматривается возможность отмены предельных цен. |
Частота проведения техосмотра | На данный момент по этому вопросу действует ФЗ № 98 от 2020 года, который внес изменения в положения ФЗ № 170 от 2011 года. Новых правил в 2021 году введено не было. |
Федеральная антимонопольная служба еще в 2020 году заявляла о том, что операторов, возможно, не стоит сдерживать предельными расценками за ТО. Это поможет обеспечить конкуренцию и повышение качества услуг. Тем более теперь для осуществления деятельности им придется закупить новое оборудование (для фотофиксации), соответственно затраты увеличатся. Но пока что это только предложение.
В каком случае могут аннулировать карту?
По новым правилам диагностическую карточку вправе аннулировать сотрудники ГИБДД. Сделать это позволено, если техосмотр автомобиля по факту не проводился или проводился некачественно, а диагностическая карта имеется. За подлог оператора, выдавшего ДК без осмотра, привлекут к ответственности по КоАП РФ. Сумма штрафа зависит от степени тяжести допущенного нарушения и количества данных эпизодов. Для этого в кодекс также были внесены некоторые изменения.
После аннулирования карточки об этом факте становится известно и страховой компании, выдавшей ОСАГО, а также в Союз автостраховщиков России. Извещение об аннулировании ДК приходит владельцу в трехдневный срок. Договор по обязательной страховке не будет аннулирован, но ТО пройти придется. Наседать на него будут уже несколько заинтересованных в этом сторон. Кроме того, при попадании в таком статусе в ДТП ущерб будет возмещен потерпевшим за счет застрахованного. Точнее для начала оплату произведет страховщик, но затем стребует деньги с застрахованного.
Закроются ли лжеоператоры техосмотра?
Дело в том, что имеется список аккредитованных организаций, куда лучше обращаться за техосмотром. Такой перечень можно найти на сайте РСА. Автовладельцы теперь тщательнее будут подходить к выбору пунктов для техосмотра (потому что рискуют потерять деньги и попасть на штрафы). Поэтому поток обращающихся к лжеоператорам граждан будет сокращаться. Они будут вынуждены закрыться естественным образом. Выявление операторов, работающих вне законодательных норм, будет осуществляться при обнаружении подложных диагностических карт. Таких юрлиц ждут административные и даже уголовные наказания в зависимости от тяжести нарушения.
Увеличится ли стоимость ТО?
Правом определения стоимости техосмотра будут обладать сами операторы. Однако, назначать цены можно в пределах минимальных и максимальных границ, установленных антимонопольной службой. Прежние расценки перестанут работать, но система определения стоимости, как и прежде, будет зависеть от стандартных факторов.
Техосмотр автомобиля в 2024 году. Из чего формируется стоимость:
- регион проведения техосмотра;
- характеристики транспортного средства.
Новые меры не очень радостно приветствуются самими операторами, поскольку ранее они могли зарабатывать без лишних усилий. Только 2020 год выпал из данного хода событий в связи с пандемией. На период введения ограничений гражданам разрешали получать страховку без диагностической карты. Это сказалось на работе операторов. Многие закрылись из-за банкротства. Поэтому выступать против новых мер для них не имеет смысла. Приходится восстанавливать свое финансовое положение по новым правилам.
Люди преклонного возраста и инвалиды 1 и 2 гр. платят меньше остальных категорий граждан. Это касается не только легковых машин, но и транспорта категории С, С1 и D. В данном случае можно рассчитывать на понижение суммы вполовину.
Что грозит водителям с фальшивой картой?
За непрохождение ТО и соответственно отсутствие диагностической карты ФЗ № 219 от 2019 предусматривается штраф в 2000 рублей. Повышение этой суммы в 2024 году не произошло. Для выявления таких небезопасных авто будет работать база ЕАИСТО. То есть на дорогах будут проверяться все машины на наличие нужных документов через систему видеофиксации.
Водителей, пользующихся подложным документом, будут штрафовать по новым правилам на 800 рублей. Сотрудники ГИБДД при личной проверке смогут также связываться с базой ЕАИСТО.
Как не нарваться на мошенников?
Новые правила сильно изменили процесс прохождения техосмотра. Следует внимательно подходить к выбору ПТО. На официальном сайте РСА имеется раздел «Техосмотр». Здесь нужно найти категорию «Реестр операторов технического осмотра».
Здесь перечислены все аккредитованные ПТО с адресами и контактными номерами. Список может периодически пополняться. Только обращение к аккредитованным операторам позволит избежать штрафов и попадания на регресс от страховых компаний.